Газета "Рыбак Сахалина"
28 сентября 2017 года

​Рыбная отрасль в ожидании горячего 2018 года

Вторая половина 2017 года для рыбаков страны выдалась урожайной по активности властных структур по продвижению нормативно правовой базы, прежде всего, по инвестквотам и проведению пиар-компаний в виде конференций, выставок, форумов, интервью первых лиц отрасли и т.д. Этим озаботился даже премьер Д.А. Медведев, который провел 23 августа с. г. на Сахалине совещание с рыбаками. На этом совещании с программной речью выступил и руководитель Росрыболовства И. В. Шестаков. Утвержденный по итогам совещания протокол «родит» новые, а в ряде случаев «подправит» уже вышедшие нормативные положения и по инвестквотам.

Прокомментировать происходящую на федеральном уровне озабоченность властных структур делами отрасли редакция сайта «Фишкамчатка» попросила В. К. Зиланова, заслуженного работника рыбного хозяйства России.

- Случайны ли столь массированные мероприятия, которые проводят федеральные органы в рыбной отрасли в последнее время?

- Полагаю, что это, безусловно, продуманные мероприятия, целью которых является снятие всё еще существующих в рыбацкой среде сомнений в правильности «инвестиционного курса» на 15-летний период.

Одновременно здесь просматривается и импульсивная реакция руководства рыбной отрасли на те замечания, поправки, которые продолжают поступать от «адмиралов рыбного бизнеса» на уже принятый, пусть и не полный, пакет нормативно-правовых актов по «инвестквотам». Не всё крупный, не говоря уже о малом, рыбном бизнесе, устраивает в вышедших и планируемых к утверждению актах. Чего стоит «возбуждение» только по такому «промаху», как длина «инвестиционных» судов. На очереди «новая проблема» – выбор «инвестквот», которыми будут наделяться строители рыбоперерабатывающих заводов. Чем и когда их можно выбирать? А там ещё и новые нестыковки появятся. И всё это происходит, когда нормативно-правовые акты существуют только в бумажном варианте и не вступили в силу. Другими словами, они ещё не действуют на практике. Вот в этих условиях руководство отрасли и продолжает убеждать посредством и упомянутых пиар-мероприятий руководство страны, рыбаков, общественность, да, видимо, и себя в том, что смена курса неизбежна, а предложенный на 15 лет новый «инвестиционный курс» приведет к процветанию отрасли, рыбаков и обеспечит население страны высококачественной рыбной продукцией.

- Во вступительном слове, открывая совещание на Сахалине, председатель правительства РФ Д. Медведев особо отметил, что «в целом по России рыбная промышленность развивается в последние годы неплохо» и далее подчеркнул, что правительство «ввело новую систему государственной поддержки. Я имею в виду квоты на инвестиционные цели». Разве это не так? И ведь, действительно, инвестиционные квоты – это поддержка со стороны государства рыбакам по обновлению флота.

- С первым выводом Медведева о продолжающим развитии отрасли и о неплохих достигнутых результатах, полностью согласен. Более того, на этом же совещании руководитель Росрыболовства Шестаков в своем выступлении привел ряд фактов, подтверждающих действительное развитие отрасли.

К сожалению, ни тот, ни другой почему-то не утруждают себя задуматься о том:, а каковы причины, обусловившие такое успешное развитие отрасли по сравнению с другими отраслями экономики? Если бы они проанализировали этот «феномен», то пришли бы к выводу, что это результат той продуманной рыболовной политики в совокупности с действительной экономической государственной поддержкой отрасли, которая была принята в 2008 году на заседании под председательством В. В. Путина. Именно тогда было решено при поддержке рыбаков ввести «исторический принцип» наделения пользователей долями-квотами на вылов на 10 лет вперед, снижению платности ресурсов и её «заморозки», введению единого сельскохозяйственного налога для ряда компаний и предприятий и целый ряд других мер. Именно всё это и привело к тем положительным результатам, которыми гордятся, и справедливо, сегодняшние председатель правительства и руководитель отрасли.

Если это так, а сомневаться в этом не приходится, тогда возникает вполне логичный вопрос: «А зачем тогда вы разрушаете то, что уже дало и продолжает давать положительные результаты в отрасли, да и в целом для обеспечения продовольственной безопасности страны?» Ответа обоснованного, убедительного со стороны властных структур на этот вопрос так и не прозвучало.

Относительно уверенного заявления председателя правительства РФ о том, что новой системой государственной поддержки отрасли являются «квоты на инвестиционные цели», позволю с этим не согласиться. Во-первых, этой мерой не рыбная отрасль государством поддерживается, а за счет рыбной отрасли пытаются поддержать судостроительную отрасль. И, во-вторых, посредством «инвестиционных квот» инициаторы этого проекта стремятся осуществить передел востребованных, полностью осваиваемых в настоящее время российскими компаниями таких ресурсов, как минтай, сельдь, треска, пикша и краб в пользу крупных собственников. Обращаю внимание, что нет никаких «инвестиционных» предложений по недоиспользуемым ресурсам – таким, как иваси, сайра, кальмар, макрурус, сайка и других. Почему? Да просто потому, что здесь «делить» нечего.

Так, что впереди 2018 год – год наделения пользователей долями квот на вылов на 15-летний период с учетом в последующем «инвестиционных квот» и повышающих «прибрежных» квот – сделает это год и последующие «горячими» для рыбаков годами. Полагаю всё же, что в этих условиях только практика расставит всё по местам.

С. ВАХРИН.

«Рыбак Сахалина» № 38 от 28 сентября 2017 г.